Художник Ахсарбек Ахполов
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Жизнь - Известные люди Осетии

 

 

Ахсарбек Ахполов


Член Союза художников РСО-Алания.
Выпускник   Московского   академического института  им.  В.И. Сурикова.

 

ПОСМОТРЕТЬ РАБОТЫ АХСАРБЕКА АХПОЛОВА

 

«Осетинский Модильяни», – первое, что приходит в голову после знакомства с картинами Ахсарбека Ахполова. Возможно, кто-то из специалистов и не согласится с таким сравнением, но каждый зритель сам находит в том или ином художнике характерные черты, отзвук какого-то направления в искусстве. И при этом Ахполов сохраняет в своих работах легкоузнаваемый национальный колорит даже тогда, когда сюжет картины, казалось бы, вовсе не связан с родной почвой, будь то «Сакура цветет», «Незнакомка» или «Теплый вечер». Просто есть талант, впитавший традиции как национальной, так и мировой живописи – все это и создает ауру творчества Ахполова и передается в каждой его работе.

Ахсарбек     Ахполов,   выпускник   Московского   академического института  им.  В.И. Сурикова, куда он перевелся из  Ленинградского института  живописи,  ваяния и зодчества имени  И.Е.  Репина  (ныне
Санкт-Петербургский    Государственный    академический    институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина). Учеба  в  двух крупнейших и известнейших художественных заведениях страны  научила его работе с натурой, с ее внутренней структурой, поставила руку  и глаз.  Однако  он относится к тем художникам, которые  работают  не только  и  не  столько с натурой, сколько по памяти и  воображению. Натура дает ему способы и возможности перенести на холст те образы, которые  рождаются  в  душе художника, не  диктуя  свои  условия  и требования.

Ахполов  отдает предпочтение фигуративным композициям, в меньшей степени  пишет натюрморты, пейзажи, портреты. На них он  изображает вполне  узнаваемые  мотивы и сюжеты, однако,  являясь  великолепным живописцем,  умеющим  с  помощью цвета передавать  тонкие  душевные состояния,   он  придает  обыденным  знакомым  вещам   мелодическое звучание.  Его  образы не индивидуализированы,  в  них  преобладает созерцательное начало.
Палитра  Ахсарбека  не поражает буйством и  криком  красок,  она нежна,  соткана  из  тонких  цветовых  нюансов,  придающих  работам лирическое  настроение.   Даже используя, казалось  бы,  изначально насыщенные  желтые,  оранжевые,  красные,  синие  цвета,   художник создает ими тихую романтическую музыку.
«Цветет сакура», «Девушка в шляпе», «Жара-июль», «Незнакомка»  – с  полотен на нас смотрят  загадочные девушки, как бы вплетенные  в саму   канву  холста,  растворенные  в  нем,  мерцающие  на  нежном красочном фоне. Их фигуры не имеют четко очерченных абрисов,  линии плавны и зыбки, как у цветов, колышущихся на теплом весеннем ветру.
Много    работ   Ахсарбека   посвящено   детству   –   «Друзья», «Подсолнухи», «Прощай, детство», «Ручная мельница», «Материнство» – в  них художник негромко рассказывает о своих детских впечатлениях, радостях,  надеждах.  И здесь в палитре превалируют  тонкие,  почти пастельные  цветовые  сочетания,  наполняющие  холсты  грустью   об ушедшем времени.
Сложным  философским содержанием наполнены произведения «Несение креста», «Ласточки пролетели». Здесь художник разрабатывает тему, к которой  рано или поздно обращается практически каждый  художник  – тема Христа, распятия. Ахсарбек предлагает нам свое прочтение этого сложного, вечного сюжета. «Несение креста» – в центре Христос, лицо его  спокойно,  внешне  никак не проявляется сложный  эмоциональный настрой,  цветовая  палитра  почти монохромна,  но  автор,  как  бы вплавив  фигуру в красочную фактуру холста, не давая  ей  вырваться оттуда,   подчеркивая   только  лицо   и   руки   Христа,   создает экспрессивный   накал  работы.  На  картине  «Ласточки   пролетели»
распятая фигура Христа отстранена от всего происходящего,  ее  даже не  сразу можно заметить на ярком, обожженном и иссушенном  солнцем фоне  пейзажа, где прорывающиеся струи холодного цвета разрушают  и очищают  весь  этот  мир,  делая  жертву  Христа  не  напрасной.  А пролетающие мимо ласточки – символ вечной жизни, возвысившейся  над смертью.

 

Картины Ахполова исполнены в спокойных тонах. Созерцать эти картины можно бесконечно. Как будто перед тобой открывается новый мир. Время замирает и ты вдруг становишься частью этого мира. Ахсарбек Ахполов не боится экспериментов. Среди картин есть и натюрморты и пейзажи. Но есть в них и что-то общее. Незримое спокойствие.

 


По материалам сайта darial-online.ru и газеты "Северная Осетия"