Галерея Махарбека Туганова

 

 

Работы осетинского художника Махарбека Туганова

 

 

Историко-этнографический цикл "Уходящая Осетия"

 

.




Собачья скала (1941)

Казнь преступника: собаке - собачья скала. Однако бытует мнение, что это фантазия художника,
казнь чаще заменяли изгнанием.




Примирение кровников (1944)

На картине изображен обряд усыновления, мать убитого дает убийце пососать свою грудь,
тем самым как бы усыновляя его, он становится "молочным братом", что исключает
возможность вражды и кровной мести. Но обычно такое примирение было малопопулярно,
считалось что на это идут те, у кого нет было мужества достойно отплатить убийце.





Скачки в честь умершего (1946)

Разные виды скачек в честь умершего были популярны и у осетин, и у грузин, и у адыгов.
В одних вариантах коня закрывали покрывалом, которое соперники должны были сорвать,
или другой предмет, который надо было отобрать, а наездник доставить до места назначения,
в других по селу проезжали всадники с елочкой в руке, на которую нанизывались угощения,
во время проезда они падали и их собирали односельчане.




Посвящение коня покойнику (1948)

Считается, что этот обряд имеет индоиранское происхождение. Цель состояла в том,
чтобы обеспечить умершего человека конем, который должен довести покойного
по мистической дороге мертвых. К умершему приводили коня, произносили речь
с наставлением "пусть это будет твой конь", затем коня трижды обводили вокруг покойного,
давали выпить пива, кормили просом и отрезали ему хвост и кончик уха.
После посвящения конь считался собственностью умершего, на земле оставался только
его призрак, поэтому осетины во время покупки коней тщательно осматривали
ушные раковины, чтобы случайно не купить "чужую" лошадь.




Цоппай (1947)

Этот танец, впервые описанный в 17-м веке одним грузинским географом, связан с
языческими верованиями осетин, исполнялся вокруг пораженного молнией человека,
которого по народному поверью, выбрало грозовое божество.
Впрочем, Коста Хетагуров в ответ на критику "Терских новостей" этого обряда писал:
"На Кавказе, по крайней мере у осетин, практикуется для спасения пораженного молнией
так называемый «цоппай». Это совсем не языческий какой-то бог, а просто известного рода
движение. Если пораженный молнией не убит наповал, то его этим «цоппай» всегда можно
спасти. Процедура эта происходит следующим образом: первые, прибежавшие на тревогу,
торопливо становятся вокруг пораженного и, держа друг друга за руки, образуют живую цепь
и, быстро вращаясь, выкрикивают «цоппай» для более равномерного вращения.
Это хотя и делается бессознательно, но такой способ помощи при поражении молнией
даже с научной точки зрения, несомненно, заслуживает серьезного внимания.
Живая цепь, кружась вокруг пораженного молнией, постепенно выделяет из него электричество,
и он через два-три часа такой манипуляции совершенно оправляется.
Вот вам и языческий бог «Цоппай»!"




Своз сена зимой (1951)