Осетинский народ в составе России - история вопроса
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Публикации - Исторические сведения

Осетинский народ в составе России

История вопроса

 

Осетия расположена в самом сердце Кавказа. Потеряв в XIV в. равнину, осетины сохранили за собой центральные ущелья по обеим сторонам Главного хребта.

Закавказская часть горной Осетии расположена в бассейне рек Куры, впадающей в Каспийское море, и Риона, несущего свои воды к Черному морю. Осетинские ущелья находятся в верхнем течении Лиахвы, Ксандона, Арагвы, Джоджоры, Квирилы и других притоков Куры и Риона.

Северокавказская территория горной Осетии расположена в бассейне Терека и его притоков - Ирафа (Уруха), Ардона, Фиагдона, Гизельдона.

Горные хребты делят Осетию на десятки больших и малых ущелий. С глубокой древности сообщение между соседними ущельями осуществлялось через перевалы. Многочисленные перевальные дороги и тропы составляли единую сеть путей сообщения. Только через главный хребет проходило около двадцати перевальных маршрутов. Сеть перевальных дорог связывала между собой самые отдаленные уголки горной Осетии.

Через Осетию проходили две дороги международного значения - Дарьяльская и Мамисонская. Контроль над ними повышал военно-политический авторитет Осетии, а пошлина за проезд приносила немалый доход.

Выгодное географическое положение Осетии помогло осетинскому народу выжить в самые тяжелые времена, укрепить оборону, наладить отношения с соседями. Но выгоды политической географии одновременно осложняли жизнь Осетии. Страна, расположенная на северном и южном склонах Кавказа, на пересечении важнейших путей, всегда привлекала внимание алчных недругов.

Природная среда определила многие особенности хозяйственной и общественной жизни горной Осетии.

Главной отраслью экономики в средние века, как и в древности, было сельское хозяйство. От успехов и возможностей сельского хозяйства зависело не только благосостояние народа, но и темпы общественного развития. С XV в. основу экономической жизни Осетии составляли ограниченные земельные ресурсы и скудные хозяйственные возможности горных ущелий.

Горные общества. В XV-XVI вв. в горах сложились осетинские общества. Каждое из них занимало определенную территорию. Границей между соседними обществами чаще всего служили горные хребты. Некоторые общества располагались в отдельных больших ущельях. Другие занимали по несколько малых ущелий и горных долин, разделенных невысокими перевалами. Например, Куртатинское и Цымытинское общества разделили ущелье реки Фиагдон, а соседнее Тагаурское заняло долины Терека, Гизельдона и Ганалдона.

На северном склоне осетинских гор расположились Тагаурское, Куртатинское, Цымытинское, Алагирское и Дигорское общества. В высокогорной центральной Осетии - Тырсыгомское, Туальское, Урс-Туальское и Кудское. На южном склоне - Ксанское, Дзауское и Кударское.

Каждое общество чем-то отличалось от соседей. Разными были размеры территории и число жителей, климат и фонд удобных земель, связи с внешним миром. Однако местные особенности осетинских обществ не мешали народу осознавать традиционное единство, сложившееся в государственную эпоху. И соседи воспринимали Осетию как единую страну. Каждое осетинское общество, сохраняя суверенитет и независимость внутренней жизни, объединялось с остальными в области военной и внешнеполитической деятельности.

Иными словами, Осетия эпохи горных обществ - это конфедерация самоуправляющихся областей. Формы и принципы организации населения были едиными для всех осетинских обществ. Повседневная жизнь и хозяйственные отношения складывались в соседской общине - коллективе семей, которые жили в одном селении и были связаны общей собственностью на землю, взаимопомощью и самоуправлением.

Политическим объединением равноправных жителей определенной территории повсюду в горной Осетии стала гражданская община. Все осетинские общества были либо самостоятельными гражданскими общинами, либо союзами нескольких таких общин. Большинство осетинских обществ были союзами гражданских общин. Чаще всего такой союз складывался из нескольких небольших общин, примкнувших к более крупной.

Единство гражданской общины скрепляли общая система военных укреплений и религиозный центр с общинными святилищами. Высший орган самоуправления - Ныхас (народное собрание) состоял из депутатских групп, представителей всего общества, так же формировался посреднический суд, таким же было строение войска.

Гражданина, то есть полноправного члена гражданской общины, называли уазданом. Осетинское слово «уаздан» означает «благородный, знатный». Звание уаздана передавалось по наследству.

Три признака отличали гражданина-уаздана от людей, не имевших права на гражданство.

  • Во-первых, уаздан непременно возводил свой род к легендарному предку всей гражданской общины. Фамилия уаздана принадлежала к одному из трех знатных колен.
  • Во-вторых, уаздан обязательно владел наследственной землей. От величины участка ничего не зависело, он мог быть велик или очень мал. Зато купленная земля, сколько бы ее ни было, не давала никаких гражданских прав.
  • В-третьих, уаздан был равен другим членам гражданской общины. Все граждане имели одинаковые права и обязанности.


Не все жители гражданской общины были ее членами и носили звание уаздана. В некоторых семьях жили холопы. Чаще всего холопами становились пленники, привезенные из набегов. Иногда их покупали, выменивая на скот, оружие или другие товары.

Община могла поселить на своей территории и свободных чужаков, попросивших защиты и покровительства. Такие люди назывались фарсагами. Фарсаг не имел наследственной земли и гражданских прав, не участвовал в народном собрании. Но он оставался свободным человеком и был волен обращаться к посредническому суду и мстить за кровь.

Гражданская община регулировала общественные отношения и распределение плодородных земель, защищала личные права свободного человека, обеспечивала безопасность своей территории и населения. Небольшие группы осетин, разбросанные по разным ущельям, выжили и разрослись благодаря организованности и порядку, которые свойственны гражданской общине.

Гражданские общины стали основой более крупных объединений - осетинских обществ.

 

 

По материалам публикации "Осетинский народ в составе России. История вопроса" - автор Цагараев Марат Асланбекович.

 

FORM_HEADER


FORM_CAPTCHA
FORM_CAPTCHA_REFRESH