Про мужа и жену
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Культура - Осетинские сказки

Осетинская народная сказка

Про мужа и жену

 

Жили муж и жена. Жена выполняла домашние работы, а муж возился с топором во дворе. Однажды смотрит муж со двора и видит: беременная женщина несет на мельницу зерно и боится ступить на мост. Ему стало жалко женщину; подбежал он к ней и нечаянно толкнул ее. Женщина ушиблась, а он побежал прочь. Увидел это муж женщины, который находился на мельнице, и погнался за ним.
Добежал беглец до двух крестьян, осел которых увяз в грязи так, что они не могли его вытащить, и говорит им:
— Держите его за уши, а я буду держать за хвост, и вытащим его!
Те потянули осла за уши, а беглец — за хвост. Осел остался без хвоста. И те двое погнались за ним. Гонятся за ним уже трое. И стали они настигать его у берега большой реки.
Видя это, беглец прыгнул с высокого берега и угодил на ханского сына, который спал под деревом; тот был убит на месте, и за беглецом погнались слуги хана.
Они гнались за ним долго, но он все-таки сумел скрыться от них. Попал он в другое дело. В одном доме там был кувд, на котором происходил дележ долей по группам участников кувда. Беглец тоже протиснулся туда.
— Сколько вас в группе и кто такие? — спросили его.
— Нас четверо, — ответил он: — этот человек, да этот молодой человек, да я сам, да мой осел.
Он получил четыре доли и ушел. Послали за ним вдогонку:
— Догоните его и, если их не четверо, отберите у него все и побейте его!
Избили его, а как же иначе могло быть?!
Пошел беглец дальше и наткнулся на большую отару овец. Озирается кругом: чабана нигде не видно. Он поймал ягненка, сунул его в свои хурджины и пошел дальше своей дорогой.
Чабан наблюдал за ним долго. Как только он заметил чабана, то прикинулся, будто что-то ищет. Дошел до чабана и стал вертеться, искать, как будто у него что-то пропало.
— Что ты ищешь, добрый человек? — спрашивает его чабан.
— Адирики, модирики, фсерики, — отвечает он. — А ты что ищешь?
— Что я ищу? — сказал чабан. — То, что у тебя на спине!
И, поколотив его дубовой палкой, отнял у него ягненка. Беглец, избитый, идет дальше по дороге, держа еще в руках свой топор. Смотрит и видит: в озере множество гусей.
— Чем ничего, лучше хоть гусь, — сказал он и бросил в них свой топор. Гуси улетели, а топор его пропал в озере.
Он быстро разделся и полез искать свой топор. Топора он не нашел, а когда вылез из воды, то не нашел на месте и своей одежды: кто-то украл его вещи.
Пошел он дальше по дороге голый. У села погнались за ним собаки; ои нагнулся, чтобы схватить камень, а в это время одна собака нагнала его сзади и оторвала у него его яблоки.
В таком виде он еле-еле добрался домой. Был уже неурочный час. Жена его проснулась и говорит:
— Не впущу тебя в дом, пока не скажешь, где ты пропадал.
Он рассказал ей все, вплоть до топора.
— Я потерял свой топор... — рассказывает он дальше.
— Найдется еще где-нибудь старый топор, — утешает его жена.
— Этим дело не ограничилось, а... а... я потерял всю одежду... кто-то украл у меня все мои вещи...
— Найдем где-нибудь для тебя какую-нибудь подержанную одежду.
— Этим дело не ограничилось, а... а... вот так и так!
— В таком случае и не показывайся больше!
И она не впустила в дом своего мужа.

 

По книге "Осетинские народные сказки", запись текстов, перевод, предисловие и примечания Г.А. Дзагурова (Губади Дзагурти). 
— Москва, Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1973.
 

FORM_HEADER


FORM_CAPTCHA
FORM_CAPTCHA_REFRESH