Развитие Вольно-Магометанского в XIX веке
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Публикации - Исторические сведения


В 1852 году в Вольно-Магометанском проживало более 500 душ, а по переписи 1860 года в нем значилось уже 817 человек, которые имели 4633 десятин земли. Они, как все адамихаты, живущие на равнине, вынуждены были платить невыносимые подати баделятам. До отмены крепостного права (1861 г.) магометанцы сверх всего несли еще и барщину, и это несмотря на то, что еще в середине XVIII века переселившиеся на плоскость оказались под экономическим влиянием России, что способствовало развитию земледелия, расширению баделятской запашки и вместе с тем усилению их эксплуататорского наступления на крестьян. Вот в таких условиях магометанцы, как и остальные адамихаты, стали жить на равнинной земле.
В начальный период жильем служили турлучные дома (плетенные из хвороста). Переселенцы Магометанского, как и другие, не стали строить традиционные каменные жилища. В конце 60-х начале 70-х годов появились бревенчатые дома. Они строились на низком фундаменте. Позже, с развитием капиталистических отношений, а вместе с ними и торговли, сельчане стали воздвигать деревянные дома с улучшенной конструкцией. Как правило, для этих работ приглашали плотников со стороны, в основном, грузин. Дома имели ширину 4-5 метров, а длину - 10-12 метров, состояли они из двух и более комнат с галереей на всю длину дома. Строили и небольшие однокамерные дома по возможности с большим числом комнат, т.к. обычай требовал строгого разграничения дома на две половины - мужскую и женскую. Учитывалось и пребывание гостя, которому непременно отводилась отдельная комната (иуазагиуат).
Одеждой горцу служили: цохъа - черкеска из грубого самотканного сукна, под ней - холщовая рубашка, поверх которой надевали бешмет (курат). Спереди, в верхней части черкески пришивались кармашки с 7-10 отделениями для газырей (барцита). В те далекие времена они служили не для украшения, как сейчас, а для хранения в них пороха (барцгмера). Но такую одежду могли иметь не все. Беднякам была доступна лишь «гебена» из грубого материала. Зимой же они одевали шубу, сшитую из овечьих шкурок. Состоятельные люди имели бурку, башлык, барашковую шапку.
Очень популярным головным убором являлась войлочная шляпа, так же, как чувяки (дзабурта) и ноговицы (зангадта) из сукна или кожи были самой практичной обувью. Позже, в 70-80-е годы, появились сапоги, ботинки, резиновые галоши.
Каждой эпохе свойственны ветры перемен. И тогда, когда пришла пора отмены крепостного права, в Магометанском еще существовали семейные общины по 10 и более человек, которые в основном занимались земледелием, скотоводством и частично пчеловодством.

 

По материалам книги "История Чиколы" - авторы Малиев Н.Д., Тамаев А.Т., Цориев Р.И., Дедегкаев С.Т., Батыров У.А., Гацалов М.М., Гуцунаев Р.Т., Хубулова С.А. Владикавказ, издательство "ИР", 1993 г.

 

FORM_HEADER


FORM_CAPTCHA
FORM_CAPTCHA_REFRESH