Осетинские божества и культы
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Культура - Легенды и предания

Христианизация предков современных осетин, известных в прошлом под названием алан, началась в V1 в. (по некоторым источникам — в IV в. н.э.) стараниями византийских миссионеров и завершилась в X в. созданием аланской епархии. Переход в новую веру проходил не очень гладко, но так или иначе формально христианство восторжествовало во всей Алании. Старые языческие божества, образы и мифы удержались только в эпосе, в сказаниях о героях Нартах.

Нартовский эпос был той последней цитаделью, куда отступило язычество. Нарт Батрадз, согласно сказаниям, воюет с христианским богом и христианскими «святыми» и гибнет в этой борьбе.

Но победа христианства была больше внешней. Под оболочкой христианских имен и терминов продолжал жить целый мир языческих образов и верований, обрядов и празднеств с их ритуалом жертвоприношений и других культовых церемоний, которые и были приурочены к праздникам христианского календаря. Позади христианских святых отчетливо проглядывали их древние прототипы — языческие боги и герои. Приведем христианизированную терминологию осетинских культов и языческую основу, которая за нею скрывается. В ней легко распознаются хорошо известные культы:

скотоводческие: Фалвара, Тутыр, Ичына;
растительно-аграрные: Уацилла, Атынаг, Саниба-Кардагхассан;
социально-семейные: Мады-Майрам, Сафа, Касута, Амистол;
медицинские: Аларды;
солнечные: Цыппурс, Басилта, Фыдуани, Ойнон;
водные: Донбеттыр;
грозовые: Уацилла.

Часть старых языческих культов избежала ономастической христианизации и сохранила свои наименования: Афсати — «бог охоты», «Курдалагон» — «бог кузнечного дела», Барастыр — «владыка загробного мира» и др. Волна христианизации обошла их, вероятно, потому, что они не имели фиксированного дня празднования и, стало быть, их нельзя было отождествить ни с каким «подходящим» календарным «святым».

 

по материалам сайта www.ossetia.ru

 

FORM_HEADER


FORM_CAPTCHA
FORM_CAPTCHA_REFRESH