Обряды и традиции Вольно-Магометанского. Похороны.
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Публикации - Обычаи и традиции осетин

 

Похоронный обряд сохранился почти в том же виде, в каком он перешел к нашим предкам. Этого нельзя сказать о поминках. У мусульман, в частности, в Вольно-Магометанском, они раньше были не такие, как сегодня. Во-первых, в доме покойника за стол не садились. У соседей могли помянуть те, кто приезжал на похороны из других сел. Если была зима, то на стол подавали хлеб, мясо и очень редко араку, а если это бывало в другое время года, то вместо алкоголя предлагался квас. В день похорон, как и в настоящее время, забивали скотину и часть мяса варили, остальное же в сыром виде раздавали бедным и сиротам. Раздавали также вареное мясо, пироги, фрукты и сладости детям, находящимся на поминках (хист). Магометанцы дружно окружали семью усопшего искренним вниманием и заботой, оказывали ей посильную материальную помощь, зимой помогали дровами, делились сеном для скотины и продуктами. Детей, потерявших отца, опекали до зрелого возраста, стараясь облегчить им решение жизненных вопросов.

Похоронные обычаи в магометанском населении отличаются особой печальной торжественностью. Лишь только умирает в каком-нибудь селении мужчина, родные посылают гонца ко всем своим родственникам и знакомым оповестить о семейном несчастье. Обыкновенно на похороны собираются все оповещенные, бросая для этого, нередко, свои дела; уклониться от посещения умершего родственника, без крайней невозможности, считается делом самым оскорбительным для памяти умершего и его общих родных. Мужчины обмывают умершего, надевают на него саван и кладут в его сакле. В доме поднимается страшный стон от плача и рыданий; в женской половине, где помещается семействе умершего, выражение горя достигает самых крайних степеней: жена покойника и его ближайшие родственницы рвут на себе волосы, царапают лицо, грудь до крови и оглашают воздух истерическими рыданиями, когда покойник лежит в доме. Мужчины заявляют свою печаль еще довольно сдержанно, только суровые лица и мрачное молчание выражают их горе и страдание о покойном.

Толпа приезжих постоянно наполняет саклю и в печальном молчании движется взад и вперед во дворе покойника. В это время мулла сидит около покойного и постоянно читает молитвы, перебирает четки, сумрачно уставившись глазами вниз. Иногда голос его из тихого шепота переходит в протяжное заунывное пение и все присутствующие вторят ему стройным речитативом и разнообразием голосов. Так продолжается почти целый день. Но вот в саклю вносят носилки, сделанные из досок, кладут на них труп и, в сопровождении большой толпы мужчин, выносят на двор. Женщины все остаются дома и не ходят с мужчинами на кладбище. Лишь только покойника вынесут за ворота его дома, как мужчины оглашают воздух рыданиями, некоторые из них разрывают на себе вороты своих рубах и начинают силой ударять себя в грудь кулаками, иные же в порыве энтузиазма и горести обнажают свои кинжалы и наносят ими себе в грудь довольно глубокие раны. Могила изнутри обкладывается досками, наподобие гроба, труп опускают в нее на полотенцах, в саване, и сверху прикрывают доской.

Когда мужчины возвpатятся домой, на кладбище идут женщины и тоже оплакивают покойника. Между тем мулла поселяется в доме умершего на несколько дней и, сидя в его сакле, постоянно читает молитвы. Утром же, в полдень и вечером, он ежедневно ходит в сопровождении толпы мужчин на могилу покойника и там тоже читает молитвы. В течение всего этого времени особенного угощения гостей не бывает, все время домашних уходит на постоянное оплакивание покойника и посещение его могилы.

Через 3-4 недели, когда все несколько поуспокоятся, назначается день поминок. Родственники покойного привозят с собою разной провизии, быков, баранов, пиво и прочее и отдают все это женщинам. Поминки бывают почти всегда очень шумные. Во время их истребляется громадное количество провизии. После обеда близ могилы покойника устраивается скачка с джигитовкой, стрельбой в цель и т. п. Жена покойника и его ближайшие родственники дают от себя разнообразные призы: оружие, одежду и т. п. отличившимся джигитам.

Кроме этих поминок, бывают еще поминки через малые промежутки времени; самыми главными из них считаются поминки на Новый год и на праздник «Байрам».

После смерти своего мужа вдова, по обычаю, не должна выходить замуж в течение целого года; все это время она живет в доме своего мужа, самостоятельно, а затем переходит в дом своего ближайшего родственника или же остается на прежнем месте, если имеет взрослых сыновей, которые наследуют отцовское имущество.

В некоторых местах удержался еще оригинальный обычай: в канун поминок в сакле покойника ставят его чучело, надевая на палки одежду умершего. Ночью перед покойником кладут разные кушанья и между ними - топленое масло. Мужчины и женщины собираются перед чучелом и всю ночь проводят в плаче и рыдании. Наутро чучело раздевают, и присутствующие начинают поминки. Обычай этот соблюдается большей частью между горными христианами и весьма редко на равнине.

Похороны женщин отличаются меньшей торжественностью, хотя в общих чертах они сопровождаются теми же обычаями, как и похороны мужчин.

 

По материалам книги "История Чиколы" - авторы Малиев Н.Д., Тамаев А.Т., Цориев Р.И., Дедегкаев С.Т., Батыров У.А., Гацалов М.М., Гуцунаев Р.Т., Хубулова С.А. Владикавказ, издательство "ИР", 1993 г. и исторических публикаций - Газета «Терские ведомости», 1875, № 9.