Две невестки
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Культура - Осетинские сказки

Осетинская народная сказка

Две невестки

 

В одной семье было две невестки. Жили они вместе в одном доме, и вышло так, что они почувствовали себя в положении в одно и то же время и разрешились от бремени тоже в один и тот же день.
Каждая из них родила тыкву. Одна из невесток разрубила свою тыкву топором пополам, и оттуда вынула паршивоголовую девочку. А вторая невестка не тронула свою тыкву и сказала:
— Я согласна с тем, что богу угодно было дать.
Шли годы, они жили и поживали. Паршивоголовая девушка подросла настолько, что могла принимать участие в детских играх. Тыкву же держали под кроватью, и когда кто-либо разговаривал о ней, то она выкатывалась из-под кровати, а мать закатывала ее обратно и говорила:
— Что за несчастье с ней, у нее нет ни рук, ни глаз, как она выкатывается?
Однажды тыква опять выкатилась из-под кровати и сказала:
— Я хочу идти на реку постирать свои вещи.
Мать не разрешала ей:
— На тебе нет никакой одежды, — говорила она. Но наконец дала ей разрешение.
Тыква стала катиться и, докатившись до берега реки, превратилась в златокудрую девушку. На берегу реки она сняла с себя одежду свою и стала стирать. Во время стирки один из ее золотых башмаков упал в воду, и она его больше не нашла. Закончила стирку, высушила свои вещи, оделась, а затем превратилась снова в тыкву и прикатилась домой.
Сколько времени прошло после этого, кто знает, но однажды там, где девушка стирала свои вещи, оказались странники. Они ловили для себя рыбу, и один из них, молодой человек, поймал упавший в воду золотой башмак девушки. Он рассмотрел его и сказал:
— Я должен обязательно засватать девушку, которой принадлежит этот башмак, где бы она ни находилась!
И с того дня, захватив башмак, он стал разыскивать ту девушку. Объезжая села и города, он попал в то село; где проживали две невестки, и оказался у них случайным гостем.
Гость рассказал своим хозяевам о том, что его привело в их село:
— Я нашел в реке золотой башмак и задался целью засватать непременно ту девушку, которой принадлежит этот башмак. И вот я странствую в ее поисках. Прошу, скажите мне, нет ли у вас этой девушки? Может быть, она находится в вашем селе, в таком случае укажите ее мне.
— Мы не можем сказать, есть ли такая девушка в нашем селе или нет, — ответили они ему. — А что у нас в семье нет такой девушки — в этом заверяем тебя именем божьим.
Когда они окончили беседу, из-под кровати выкатилась тыква и говорит молодому человеку:
— Этот золотой башмак пропал у меня. Если можно, верни его мне!
Все очень удивились и в недоумении сказали про себя: «Чего она вмешивается, когда она и представления не имеет о том, что такое золотой башмак?»
Как бы то ни было, а из тыквы вышла златокудрая девушка, и на одной ноге у нее был золотой башмак, а другая нога была босая. В таком виде она стала рядом с молодым человеком и спрашивает его:
— Тот башмак, что у тебя, пара тому, что на моей ноге, или нет?
Рассмотрели их, и башмак оказался парой башмака девушки.
Семья была чрезвычайно рада, что у них оказалась такая девушка. В тот же день состоялся сговор: девушку выдали за этого молодого человека.
Сколько времени прошло после этого, кто его знает. И вот наступил день свадьбы, и молодой человек явился со своими киндзхонами. Попировали, а затем невесту снарядили, и киндзхоны вывезли ее с пением свадебных песен.
Паршивоголовая девушка тоже выехала с невестой проводить ее, как требовал обычай. Она захватила с собой пересоленные лепешки и по дороге накормила ими невесту; невесту схватила жажда, и она попросила у паршивоголовой воды.
— Вода у меня есть, — сказала та, — и если ты согласна дать мне свои два глаза, то я напою тебя, а в противном случае — нет.
Невеста вынуждена была согласиться, отдала ей свои глаза, а сама вдоволь напилась воды. Паршивоголовая обманом заставила невесту сойти с повозки, а сама накрыла себя, вместо невесты, покрывалом. Молодой человек не узнал подмены и женился на ней.
Ослепленная же невеста приблудилась к вдове-ведунье. Та приносила ей разные материи, а она из них шила красивые одежды.
Однажды девушка сшила черкеску, которая рукавами своими хлопала, как в ладоши, а полами танцевала. Вдова-ведунья по ее просьбе понесла черкеску на базар, но девушка наказала ей:
— Не отдавай ее ни за что, кроме как за два глаза.
Она вынесла черкеску на базар и стала предлагать ее настойчиво. Хотел купить черкеску муж паршивоголовой, но на что он мог ее купить? Он вернулся домой в большой печали и рассказал о черкеске своей жене.
— Не горюй из-за этого! — сказала она ему. — У меня есть два глаза, отнеси их и купи эту черкеску!
Молодой человек захватил глаза и явился с ними в дом вдовы-ведуньи. Он приставил их к глазницам девушки, и они оказались ее собственными глазами. Тогда она рассказала молодому человеку все, что с нею случилось. Молодой человек понял свою ошибку и почувствовал себя плохо. Он взял девушку с собой как жену свою, паршивоголовую он изрубил своим мечом, а с настоящей своей женой остался жить. Жили они в любви и согласии и, как сказывают, живут и по сегодняшний день.

 

 

По книге "Осетинские народные сказки", запись текстов, перевод, предисловие и примечания Г.А. Дзагурова (Губади Дзагурти). 
— Москва, Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1973.